МОУ Белозерская СШ № 1
г.Белозерск Вологодская область
  • ЦОС

    Национальный проект «Образование» был утвержден президентом России Владимиром Путиным в 2018 году. Он призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран по качеству общего образования. Бюджет проекта – 784,5 миллиарда рублей. Реализация нацпроекта «Образование» охватит период с 2019 до 2024 года.

    Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

    Главные цифры проекта (к 2024 году):

    • внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране,
    • внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы (25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей),
    • обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с,
    • создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.

    Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации —  насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

    Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

    Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

    Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.

    Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:

    • эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
    • информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
    • размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
    • проектирование и организацию  индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
    • планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
    • обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
    • планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.

    Исходя из этого ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

     Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:

    • техническое обеспечение;
    • программные инструменты;
    • обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
    • отображение образовательного процесса в информационной среде;
    • компоненты на бумажных носителях;
    • компоненты на CD и DVD.

    ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:

    • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
    • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
    • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
    • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
    • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
    • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

    Формирование ЦОС в каждой образовательной организации —  процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:

    • уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
    • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
    • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ОО и служб сопровождения;
    • обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
    • условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;
    • возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
    • непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды.

    В процессе формирования цифровой образовательной среды образовательной организации можно выделить несколько этапов:

    1. Организационный этап:
    • Производится оценка соответствия имеющейся материально-технической базы требованиям ФГОС.
    • Планирование пополнения материально-технической базы.
    • Планирование обучения коллектива школы.
    • Анализ уровня ИКТ – компетентности педагогов.
    • Разработка локальных актов.
    • Выбор программного обеспечения для формирования ЦОС наиболее подходящего для данных условий.
    1. Этап формирования ЦОС:
    • Создание службы методического и технического сопровождения ЦОС.
    • Формирование материально-технической базы.
    • Обучение персонала.
    • Формирование единого информационного пространства в школе.
    • Обеспечение информационной безопасности в ЦОС школы
    • Привлечение родителей и обучающихся к работе с отдельными компонентами ЦОС школы.
    1. Аналитический этап:
    • Оценка соответствия сформированной ЦОС требованиям ФГОС
    • Внесение изменений в планирование формирования ЦОС.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie